В современной доте матч можно разделить на 5 основных компонентов – бан/пик, лайнинг, кач(в т.ч. лесной), ганги и замесы. Именно от этих компонентов зависит победа в наше время. Проигрыш в одном из них может обернуться фатально для вашей команды. А может и не обернуться. Всё таки не раз было, что команда слившая лайнинг и кач, за счет успешных гангов и выйгранных замесов (которые оказались следствием более удачного пика.) решала исход игры в свою пользу. Из этих 5 компонентов самой важной является бан/пик и расстановка по лайнам. Получение преимущества в этом элементе обеспечит вам 25%победы. Всё остальное придется на данные имеющиеся в вашей команде, независимо от содержания игры. А именно -Прямота рук.
-Уровень понимания игры. Т.е. Тактика, закупы, поведение и т.д., которое вы в итоге выберете для своего данного пула героев.
Именно эти параметры в итоге могут помочь вам и вашей команде одержать победу.
В этой статье я разберу один из игровых моментов, который является во многом определяющим. А именно – я разберу расстановку героев по линиям, их стояние там и приносимые с этого полезные моменты.
Линии делятся на мид, легкую и сложную. Кроме них существует еще лес, но это отдельная история.
Легкой называется линия, когда при первом спавне крипов они встречаются с крипами соперника практически у вашей башни. Преимущество этой линии для вас:
-возможность отступить под защиту башни
-Возможность отвода крипов из лесу. Т.е. наличие фактора позволяющего не удалять сражение от вашей башни.
-Более удачная позиция для ганга соперников по линии.
Соответственно эта линия будет сложной для соперников, т.к. им приходится сражаться практически у вышки соперника. Кроме того, у них более уязвимая для внезапного ганга из лесу позиция. Поэтому в случае соответствующего пика и расположения героев у противника, на герое(ях) пришедших на сложную линию могут попытатся сделать кил уже на первом уровне.
Простейший пример:
На сложную линию пришли Лич+левиафан. Против них выходят Лина+Леорик. Леорик делает стан в лича(как наиболее тощая цель он и выбирается мишенью), потом стан делает лина. В это время из леса выбегает кентавр и влепляет личу последний стан. Всё это время лич огребает плюшки с рук и в итоге помирает. После чего Кентавр возвращается в свой лес, а Лина+Леорик получают преимущество в уровне над соперниками. Что может позже помочь им начать гарантированно убивать соперников уже без всякой помощи. А если помощь будет появляться – то тем более.
В связи с этими условиями, на сложную обычно стараются поставить достаточно сильный лайн, чтобы он смог преодолеть давление и возможные препятствия. Кроме того обычно ставится вард в лес, чтобы контролировать подходы и не дать застать себя в расплох.
Бонусы легкого лайна в том, что у них гораздо больше способов, чтобы регулировать местоположение крипов. Если стоящим там игрокам не захочется слишком отодвигать сражение от своей башни, то они могут за счет отвода крипов в лес остановить это продвижение. Причем это может делать как герой, качающийся в лесу, так и кто-то из стоящих на линии(если они пришли туда вдвоем). Это будет являться заметным тормозом. Разумеется соперники в ответ могут попытаться поймать их на отводе и попробовать убить их там. Поэтому сейчас стояние на боковых линиях сводится к постоянному соревнованию по тактике.
Мид(или средняя линия) отличается от боковых сразу по нескольким параметрам.
-туда крипы доходят быстрее а значит и получение экспы там начинается раньше.
-В миде нет возможности отвода крипов, и их продвижение можно регулировать только своевременным добиванием своих/чужих
-Без инвиза/блинка героя, стоящего в миде гораздо тяжелее гангнуть, чем на боковых линиях.
-Из мида гораздо удобнее проверять наличие рун и подбирать их
-Из мида удобно гангать боковые линии в случае удачно выпавшей руны.
-Благодаря особенностям рельефа, есть возможность оставаясь в тени добивать крипов, не подставляя себя под атаки соперников.
С линиями мы разобрались, теперь перейдем непосредственно к героям, которые на них могут появиться.
Благодаря бонусам мида, туда обычно ставят соло героя, чтобы он получая быстрее опыт активно гангал боковые линии. Или просто быстрее фармил на артефакты, которые с большой вероятностью обеспечат его команде победу. Причем в мид может идти как мили так и ренж герой. Но само собой не всякий мили и ренж. Герой стоящий на миде должен обеспечить себе
-устойчивость к харасу
-возможность самостоятельного хараса
-контроль рун
-ластхит
Если какие то из этих условий не будут выполняться, то существует вероятность того, что соперник сможет перестоять вас. Т.е. не даст вам качаться, опустит на золото, а то и вообще убьет. Иногда против 1 могут придти 2 соперника, что конечно усложнит жизнь на линии первому и потребует от того гораздо большей смекалки и навыков, чтобы в итоге не умирая заработать достаточно денег.
На легкую линию вполне может прийти один герой. В том случае если он уверен что сможет фармиться, не подставляя себя под постоянный харас со стороны соперников, или если он сможет сводить последствия от этого хараса к минимуму. В качестве примера – Zeus. Благодаря способности Arc Of Lighting, он может добивать крипов не приближаясь слишком близко к соперникам. Что уменьшит их шансы помешать ему качаться и получать уровень/деньги. Минусом от этого будет то, что он тоже вряд ли сможет помешать соперникам успешно добивать крипов. Обычно соло лайн на легкой/тяжелой делается вследствии того, что один герой уходит в лес с первого уровня соло и фармиться там. Или же выполняет роль пермогангера, который постоянно перемещается по линиям(Венга, вено)
Приход соло героя на сложную линию – явление исключительное. Обычно подобную наглость себе могут позволить те, кто обладает способностью к уходу от внезапных лесных гангов. И при этом хорошо стоит на линии. Таких героев не так уж и много, и все они ценятся высоко. Самые удачные для этой цели – Акаша, Пак и ПотМа, поскольку у них есть способности блинка(или его аналогов), которые дают способность быстро уходить из возможной критической ситуации. Кроме того такое иногда может себе позволить например Варлок, поскольку благодаря хилу и врожденной толстоте, он довольно неплохо может выдерживать давление соперников.
Комбинация же героев для прихода вдвоем на лайн может быть самой разнообразной. Это могут быть как 2 станера(причем желательно 1 из них – маг с прокастом для унижения соперников), могут быть стан+замедление, а могут и придти 2 героя с замедляющими кастами(Левиафан+лич). Кроме того может быть старое доброе Лейтер+Ситтер, который будет помогать этому лейтеру качаться и не умирать.
Главное чтобы этот лайн мог обеспечить себе следующие задачи:
-получение денег и опыта
-усложнение получения опыта и денег соперникам
-убийство соперников
-выживаемость себе
В случае обеспечения всех этих условий вы выигрываете стояние на линии, чем обеспечиваете своей команде преимущество. Выйгрыш по всем 3м линиям обеспечит вашей команде сильный задел перед мидгеймом. А значит ваши шансы на победу выростут.
Вышки и их уничтожение.
Уничтожать или нет вышку на лайне – это вопрос очень ситуационный. Если например у вас на центре стоит Сайленсер и успешно качается там, то ему нет смысла давить лайн и сносить вышку, т.к. у него уже есть удачное место для заработка себе денег и обеспечения безопасности от гангов.
И наоборот. Если у соперников есть герой качающийся в лесу, то продавив вышку по флангу рядом с его лесом, вы ослабите его возможности, сделав его более уязвимым. Если же вы например играете на фастпуш, то тогда чем быстрее вы продавите лайн для базы, тем лучше буде